Королевы крика: самые запоминающиеся образы из фильмов ужасов
- Категория: MovieRoad
- Дата публикации: 30.10.2019
Амплуа «королевы крика» зародилось буквально с появлением киноиндустрии. Изначально под этот актерский архетип подходили главные героини фильмов ужасов с трагичной судьбой, хрупкой комплекцией и испуганным взглядом, но со временем образ эволюционировал.
1920–1960-е
На расцвете кинематографа в роли жертв блистали Лиль Даговер в «Кабинете доктора Калигари» 1920 года, Хелен Чандлер в «Дракуле» 1931-го и Фэй Рэй в «Кинг-Конге» 1933-го. Последняя стала настолько известной благодаря своему истошному крику в картине, что в 2013 году нью-йоркский кинотеатр Film Forum даже провел конкурс по крику в ее честь.
В 1950-х и 1960-х с образом «девушки в беде» наиболее успешно работал мастер саспенса Альфред Хичкок. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Блондинки — лучшие жертвы. Они как чистый снег, на котором отпечатан кровавый след ноги». Культовый типаж главной лирической героини Хичкока можно проследить практически во всех его фильмах — от Грейс Келли в картине «В случае убийства набирайте «М» до Типпи Хедрен в «Птицах». Да и как забыть сцену из «Психо», в которой героиня Джанет Ли (естественно, блондинка) погибает в душе от множественных ножевых ранений.
1970–1990-е
После Ли с ролью «королевы крика» не менее успешно справилась ее дочь — Джейми Ли Кертис. В фильме Джона Карпентера «Хеллоуин» (1978) она играет ученицу старших классов, которой пришлось столкнуться со страшным серийным убийцей. Персонаж Кертис — одна из первых в истории хорроров «девушек, которые выжили». По мнению киноисторика Кэрол Дж. Кловер, придумавшей этот термин, фильмы ужасов того времени были построены таким образом, чтобы зритель сопереживал не главному герою-маньяку, а женщине, которая побеждает его в финале.
Мэрилин Бернс в «Техасской резне бензопилой», Эдриенн Кинг в фильме «Пятница, 13-е», Хезер Лэнгенкэмп в «Кошмаре на улице Вязов» — все они играют девушек, сумевших спастись от рук убийцы.
2000–2010-е
Профеминистический образ главной героини продолжает жить в современных хоррорах: взять хотя бы персонажей Хлои Грейс Морец в драмах «Впусти меня. Сага» и «Телекинез». Или образы Ани Тейлор-Джой в «Ведьме», «Сплите» и «Стекле», а также «Обители теней». Мстительные и готовые сопротивляться, «королевы крика» нашего времени имеют мало общего со своими предшественницами из эпохи немого кино. Взять только героинь Люпиты Нионго в тревожном фильме «Мы» (2019) и ироничных «Маленьких чудовищах» (2019) и несдающуюся Беверли в исполнении Джессики Честейн в «Оно 2» (2019).
Впрочем, не все так однозначно, и современная киноиндустрия все еще воспроизводит образ наивной и чувствительной девушки, загнанной в ловушку. Здесь можно вспомнить вышедшее в этом году «Солнцестояние», главная героиня которого приезжает отметить языческий праздник летнего солнцестояния в шведскую деревушку и становится жертвой местного культа.
Вне зависимости от того, какой типаж ближе именно вам, грядущий Хеллоуин — отличный повод вспомнить лучшие фильмы и составить список для просмотра в самую страшную ночь в году.
Источник: Vogue Россия, Radhika Seth