Мила Йовович на «Арбатской» и Мэтт Дэймон в Крылатском. Москва в зарубежных фильмах
MovieRoad
Мила Йовович на «Арбатской» и Мэтт Дэймон в Крылатском. Москва в зарубежных фильмах

Иностранные фильмы, в которых фигурирует Москва — бутафорская, снятая в Европе или самая настоящая.

 «Превосходство Борна», режиссер Пол Гринграсс, США — Германия, 2004 год

Сиквел «Идентификации Борна» (2002), в которой герой Мэтта Дэймона, бывший агент ЦРУ и профессиональный убийца Джейсон Борн, впервые появляется без одежды и памяти, а к финалу спасает Белый дом, вышел двумя годами позже. В основу картины, как и в случае с «Идентификацией», лег одноименный роман американского писателя Роберта Ладлэма. Фальшивый российский паспорт на имя Фомы Киняева, найденный Борном в первой части, в «Превосходстве» вырос в полноценную командировку по шпионским делам в Москву.

Эта часть фильма достаточно короткая, но насыщенная. После злоключений на Гоа, в Неаполе и Берлине, Борн приезжает в Москву. Здесь живет Ирина Нески (Оксана Акиньшина), родителей которой много лет назад Борн убил на спецзадании. Главный герой прибывает в столицу поездом из Берлина, ломая всякую логику устройства железных дорог России: выходит он не на Белорусском вокзале, а на Киевском. Дело, конечно, не в неосведомленности съемочной группы — просто дебаркадер Шухова в кадре выглядит очень эффектно. Это не единственная неточность в картине: многие московские сцены в действительности были сняты в Берлине.

Самый известный фрагмент фильма — погоня по столичным улицам за российскими злодеями, которые плохо говорят по-русски и носят неудобоваримые фамилии, — снимался все-таки в настоящей Москве. На «Фрунзенской», возле Московского дворца молодежи, Борн запрыгивает в пустое такси и мчит через Ивановскую горку, Рождественский бульвар, Трубную площадь, набережные Тараса Шевченко и Раушскую. Пункт назначения Борна — Отрадная улица, то есть район Отрадное. Но на самом деле съемки проходили в Крылатском. Колоритные бело-голубые многоэтажки, так хорошо знакомые каждому москвичу, впервые засветились в голливудском кино.

Ставил сцену российский каскадер Виктор Иванов. Пришлось угробить несколько автомобилей, но не зря: погоня получила премию «Таурус» в номинации «Лучшая машина».


«Москва на Гудзоне», режиссер Пол Мазурски, США, 1984 год

Один из немногих американских фильмов о русских, создателям которого удалось избежать «клюквы». 

Причины этого успеха кроются в семейной истории режиссера. Дед Пола Мазурски эмигрировал в США в начале ХХ века из Киева. К 50 годам мысли о судьбах русских эмигрантов в Америке заставили Мазурски снять один из своих самых пронзительных фильмов. Главную роль — Володи Иванова — сыграл Робин Уильямс, причем настолько убедительно, что впору усомниться в отсутствии у него русских корней.

Несмотря на то, что музыкальная карьера в оркестре цирка достигла потолка, а в магазинах приходилось стоять в огромных очередях за дефицитными туфлями, Иванов особенно не жаловался на жизнь в СССР. Однако случайно выпавший шанс остаться после гастролей в Нью-Йорке он использовал. Довольно быстро музыкант понимает, что за красивой картинкой американской мечты скрываются свои сложности, что чужая страна совсем не такая дружелюбная, как показалась ему вначале, но обратного хода не дает. И даже заставляет высланного за ним агента КГБ обосноваться на Гудзоне.

Получить разрешение на съемки в СССР, по сути, антисоветского фильма было невозможно, поэтому в роли Москвы выступает Мюнхен. Зато в картине много русских актеров, незадолго до съемок эмигрировавших в США: Савелий Крамаров, Александр Бениаминов, Илья Баскин. В эпизодической роли певца появляется Михаил Шуфутинский, проживший в США более 20 лет — с 1981 по 2003 год.

«Красная жара», режиссер Уолтер Хилл, США, 1988 год

Пожалуй, «Красная жара» — первый фильм, который приходит в голову при упоминании о голливудском кино, снимавшемся в Москве. Арнольд Шварценеггер в образе неподкупного милиционера, терминатора во плоти и папахе с кокардой, говорящий на ломаном русском языке с каменным лицом, — такое, правда, невозможно забыть. Но не стоит относиться к этой роли Шварценеггера слишком легкомысленно. Актер подошел к ней крайне ответственно. Он много раз подчеркивал, что искал вдохновение в старом голливудском фильме «Ниночка» с Гретой Гарбо в роли строгой партийной работницы Нины Якушовой, прибывшей из СССР в Париж по делам. По ходу действия товарищ Нина влюбляется в парижанина, открывает в себе бездну неожиданных эмоций и становится Ниночкой. Работая над ролью в «Красной жаре», Шварценеггер решил, что его капитан милиции Иван Данко тоже пройдет эту трансформацию благодаря общению с американским коллегой.

Капитан Данко ловит грузинского мафиози Виктора Руставили, который пытается наладить сбыт запрещенных веществ в Советском Союзе. Действие фильма начинается в Москве, затем Данко отправляется вслед за Руставили в Чикаго. Здесь ему предстоит работать со своей полной противоположностью — полицейским-весельчаком Артом Ридзиком (Джеймс Белуши).

Московские съемки прошли в основном на Красной площади. Правда, снимали ее очень скомкано и с ручных камер. Разрешения на съемки были нечеткими, создатели не поняли, что можно снимать, а что нельзя, и решили перестраховаться. Шварценеггер появляется в кадре на площади всего на несколько секунд в самом конце фильма. Основная же часть «московских» натурных съемок проходила в Европе, в частности в Будапеште.

В картине задействованы два советских актера, эмигрировавших в США. Олег Видов играет напарника Данко, Савелий Крамаров — сотрудника советского консульства.


«Полицейская академия — 7: миссия в Москве», режиссер Алан Меттер, США, 1994 год

Бессменный продюсер «Полицейской академии» Пол Масланский хотел снимать в СССР еще шестую часть фильма, но договориться не удалось. А вот с заключительной частью все сложилось: комедию Алана Меттера сняли в Москве — правда, уже не советской, а российской столице.

Полицейская академия во главе с комендантом Лассардом (Джордж Гейнс) прибывает в Москву. Она помогает столичной милиции поймать криминального авторитета Константина Конали (Рон Перлман), который решил захватить власть над страной через популярную игру The Game, работающую как компьютерный вирус. Абсолютно безбашенные, но добрые и справедливые полицейские, заручившись поддержкой российской милиции, выводят злодея на чистую воду. Не видать ему Красной площади и мавзолея! А вот зрителям — видать, и еще как: в кадр попали не только они, но и отель «Балчуг» с окрестностями, главный корпус МГУ, Большой театр, Новодевичий монастырь, Парк Горького, Петровка, 38 и многие другие известные здания.

«Обитель зла: возмездие», Пол У.С. Андерсон, США — Германия — Канада — Франция, 2012 год

Мила Йовович в интервью часто называет себя русской. Ее мать Галина Логинова — советская и американская актриса. Йовович вместе с мужем Полом Уильямом Андерсоном приезжала на премьеру пятой части «Обители зла» в Москву, ей же принадлежала идея снимать часть сцен в российской столице. Съемочной группе предоставили Красную площадь на целых пять часов, но что еще более удивительно — пустили в московское метро (в кадр попала станция «Арбатская»). Хотя попасть туда очень непросто не только иностранным съемочным группам, но и российским. Сыграло роль происхождение и особое отношение Йовович к России или что-то другое — неизвестно.

Источник: Официальный сайт Мэра Москвы


00:00 00:00