История одной картины: «Крик» Эдварда Мунка
ShowBiz
История одной картины: «Крик» Эдварда Мунка

17 апреля в Третьяковской галерее в рамках фестиваля «Черешневый лес» открывается выставка произведений главного норвежского художника. Мы вспомнили историю создания и символизм самой известной картины родоначальника экспрессионизма

Сразу оговоримся, «Крик» — не одна-единственная картина, а название серии работ прославленного норвежца. И на выставке «Эдвард Мунк» покажут эксклюзивный экспонат — самую раннюю графическую версию знаменитого произведения, датируемую 1893 годом.

Три версии «Крика» находятся на родине Мунка, а вот четвертая продана в 2012 году на аукционе за рекордные 119,9 миллиона долларов. Это одно из самых узнаваемых арт-изображений в мире.

Как родилась идея столь пронзительного полотна? В 1891 году художник вместе с друзьями гулял на смотровой площадке на холме Экеберг, откуда можно было увидеть завораживающий пейзаж Осло. В своем дневнике он писал: «Я шел по улице с двумя друзьями, во второй половине дня. Внезапно небо стало кроваво-красным, и я почувствовал озноб в теле. Мою грудь сдавила душераздирающая боль. Языки огня, как кровь, покрывали черный и голубоватый фьорд и город. Мои друзья продолжали идти, а я остался там, дрожа от страха. И я услышал, как бесконечный крик пронзил природу». Художественным отражением того момента поначалу стала картина «Отчаяние» 1892 года. В ней на переднем плане появляется мужчина в полукруглой шляпе в аналогичном сценарии. Тем не менее, Мунк продолжал экспериментировать и нарисовал новую картину с тем же названием, лицо человека на этот раз передавало куда более печальное выражение, а сама сцена казалась мрачной.

Продолжение следовало... Художник делал один за другим новые наброски. Вскоре центральная фигура стала андрогинной, а сам персонаж с выражением глубокой скорби, хватался за голову.

В последующие годы (между 1893 и 1910-м) Мунк создавал новые варианты этой картины — так появились четыре, невероятно сильные по своему психологическому воздействию, версии «Крика».

На заднем плане картины можно увидеть две фигуры в шляпе, им чуждо то, что происходит с основной фигурой. В небе, «жидком» и закрученном, преобладают оранжевые тона, в то время как тропа и окрестный пейзаж кажутся освещенными полупрозрачным светом. Каждым мазком Мунк стремится выразить чувство тоски и отчаяния, достигшее своего апогея в фигуре на переднем плане.

«Крик» стал символом экзистенциального бедствия, которое переживал человек при переходе от 19-го века к 20-му; его чувство одиночества и уныния.

Часть исследователей считает, что «Крик» — это отчаяние природы, которую олицетворяет главная фигура. Другие приписывают шедевру уникальное достижение: захват звука с помощью визуального ритма. Отсюда и один из главных арт-дебатов вокруг этой картины — кричит ли фигура или слышит крик? А вы как думаете?

Прочувствовать на себе всю силу произведений гениального норвежского автора можно на выставке «Эдвард Мунк» в Третьяковской галерее с 17 апреля по 14 июля 2019 года.



Источник: ELLE Россия



00:00 00:00